Дефекты бетонных конструкций
Редакция ЭкспертизаРФ
Использование бетона в строительстве началось с 20 века. Этот универсальный материал позволил возводить надежные подпорные конструкции, многоэтажные здания, мосты, подземные и гидротехнические сооружения и пр. Рассматриваемый в начале применения как инертный и нечувствительный к внешнему воздействию материал, бетон со временем оказался потенциально подверженным деградации.
В результате воздействия атмосферных факторов и агрессивных сред появляются дефекты бетонных конструкций, сокращающие срок эксплуатации строительных объектов.
Производственные дефекты железобетонных конструкций
Значительная часть дефектов ж/б конструкций связана с нарушениями технологии их производства, которые приводят к появлению:
- неровностей лицевой поверхности — наплывов, утолщений, острых граней, нарушения горизонтальных и вертикальных плоскостей, выпирание щебня и гравия. Для устранения неровностей требуется затирка, штукатурка, шлифовка и другие дополнительные работы;
- каверны и ячейки на поверхности бетонной конструкций возникают в результате проникновения в рабочий раствор воздушных пузырьков, скопления воздуха при уплотнении вибрацией, расслоения и усадки смеси во время резких температурных перепадов и пр. ;
- раковины – могут быть поверхностными, глубинными и сквозными, чаще всего встречаются в монолитных бетонных конструкциях. Дефект вызван низкой культурой производства и нарушениями основных требований технологии формовки бетона (неправильный подбор состава смеси, неправильной укладкой и уплотнением, насыщением конструкции и узлов гибкой и жесткой арматурой, малым защитным слоем, скоплением закладных деталей);
- пустоты — представляют собой участки с образованием полостей и разрывов неопределенных размеров при полном отсутствии бетона. Чаще всего возникают в конструкциях, насыщенных арматурой, в местах скопления и перекрещивания закладных деталей, тонкостенных ж/б изделиях, при бетонировании колонн;
- выемки и вспучивание – происходит при разрушении крупного заполнителя. Конструкции, ослабленные большим количеством таких дефектов, чаще всего нуждаются в усилении;
- трещины – могут в дальнейшем раскрываться и стать причиной развития других деформаций. В железобетонных конструкциях появление трещин вызывается недостаточным армированием, отсутствием пространственной жесткости, температурно-усадочными явлениями. Также трещины могут вызываться нарушением технологии изготовления бетонных элементов, их транспортировки, хранения и монтажа.
Каждый дефект бетонных и железобетонных конструкций характеризуется причинами, размерами, объемом повреждений и прогнозом его возможного развития.
Эксплуатационные дефекты
В зависимости от интенсивности воздействия окружающей среды или условий эксплуатации, внутренняя структура железобетона может иметь следующие дефекты:
- выщелачивание – приводит к значительным потерям прочности бетона, коррозии арматурной стали и возникновении разрывов. К структурным нарушениям приводит сток пресной воды, который растворяет цемент, постепенно обнажая сталь и заполнители;
- карбонизация – проявляется в виде серьезных структурных нарушений, при которых сталь теряет прочность, и железобетонная конструкция рискует сломаться. Дефект образуется из-за реакции цемента с CO2, находящимся в воздухе. Химическая реакция снижает pH бетона с 13 до 9. Когда основная зона карбонизации достигает арматуры, сталь быстро ржавеет и в последствие разрушает бетон;
- хлорид-ионная коррозия – ведет к растрескиванию и местному разрушению бетона, уменьшению сечения арматуры из жаропрочной стали, появлению ржавчины на поверхности ж/б изделия в виде неэстетичных пятен. Причиной разрушений являются ионы хлорида, присутствующие в морской воде, бассейнах и некоторых видах заполнителей. Они проникают через трещины в бетоне, вызывая повреждение и интенсивную коррозию стали;
- внутренняя сульфатная реакция – проявляется в глубоком растрескивании бетона. Дефект образуется при контакте эттрингита (молодого бетона) с сульфатами, поступающими из морской воды, почвы или удобрений;
- замерзание/оттаивание – сезонные циклы ведут к внутреннему растрескиванию из-за набухания бетона в сердцевине, а также поверхностному его отслаиванию под действием противогололедных солей.
Все виды дефектов бетонных и железобетонных конструкций должны своевременно выявляться для возможности принять меры к остановке разрушительных процессов в материале, а также с целью безопасной эксплуатации строительных объектов в течение установленного проектом срока.
Устранение дефектов бетона
Регламентные обследования бетонных конструкций, своевременное выявление характерных дефектов и определение причин их возникновения проводятся сертифицированными строительно-техническими экспертами. Это позволяет определить наиболее эффективный способ устранения дефектов бетона, а также предотвратить их появление в процессе дальнейшей эксплуатации объекта. Так:
- все разновидности поверхностных дефектов зачищаются, подвергаются бетонированию или усилению;
- появившиеся трещины расшиваются и заполняются бетоном;
- в целях профилактики выщелачивания создается система отвода осадочных вод. В процессе ремонта бетонирование проводится по размытым поверхностям;
- при высоких факторах риска карбонизации эксперты рекомендуют использовать низкопористый бетон с минимальным содержанием портландита, чтобы уменьшить реакцию с CO2;
- при хлорид-ионной коррозии в качестве армирующего материла необходимо применять нержавеющую сталь или защищать металлические стержни цинковым покрытием. Также при формировании ж/б изделия рекомендуется использовать низкопористые бетоны;
- при рисках образования внутренней сульфатной реакции следует обращать внимание на интенсивность воздействия. Если сульфатные реакции достаточно сильные, необходимо переходить на менее щелочной бетон с низкой экзотермической реакцией;
- при большом количестве циклов замораживания/оттаивания нужно использовать незамерзающие заполнители и не заливать слишком много воды в рабочий раствор.
Бетон на протяжении всего срока службы подвергается многим видам деформаций и нагрузок, которые могут стать причиной появления различного рода дефектов. Чтобы сохранить прочность ж/б конструкций в течение всего заявленного срока эксплуатации, необходимо проводить строительно-технический аудит и своевременно устранять выявленные дефекты.
Консультация, после которой не останется нерешенных вопросов.
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», вы даете согласие на обработку персональных данных
- Составляем полное представление о качественном состоянии строительного объекта
- Определяем качество строительных работ, стоимость по устранению дефектов
- Решаем спорные вопросы между заказчиком и организатором строительных работ
от 15.000 руб.
от 10.000 руб.
индивидуально
от 15.000 руб.
от 15.000 руб.
от 12.000 руб.
от 10.000 руб.
от 10.000 руб.
индивидуально
индивидуально
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», вы даете согласие на обработку персональных данных
Позвоните нам
Всегда на связи, если нужна консультация прямо сейчас
+7 911 150-75-76